Какой банкомат лучше купить?
В России продолжает возрастать спрос на банкоматы, поскольку наличность остается популярным средством оплаты для многих российских граждан. Но с увеличением количества предложений различных производителей на рынке, все больше появляется дебатов об особенностях и достоинствах тех или иных банковских терминалов. Можно ли найти идеальный банкомат, учитывая все параметры и функции, и какими критериями нужно руководствоваться при выборе терминала?
В соответствии с докладом международной консалтинговой компании RBR «Глобальный рынок банкоматов и прогноз до 2017 года», опубликованным в сентябре 2012 года, Россия приходится на 75% новых банкоматов в Европе. Эта тенденция сохранится и в ближайшие пять лет, и продажи банкоматов будут продолжать расти. Дополнительным фактором роста спроса на банкоматы является возможность банков включать банковское оборудование в свой уставный капитал, повышая тем самым свою капитализацию.
Издания, такие как RBC и Forbes, периодически составляют рейтинги банков с учетом количества банкоматов в их сети, как по абсолютному числу терминалов, так и по количеству терминалов на одного клиента, а также по наличию функции Cash-in (прием денег).
В 2010 году журнал Forbes провел исследование, с целью выяснения количества банкоматов в расчете на каждого клиента банка, имеющего карточный счет. Рейтинг банков по уровню развития банкоматной сети составлялся именно на основе этого показателя, а не на основе абсолютного количества терминалов.
Хотя Сбербанк России занимал лидирующие позиции среди банков по количеству терминалов, он опустился на 13-е место в данном рейтинге. Это указало на то, что банк будет продолжать наращивать свою сеть терминалов. Некоторые другие лидеры включая ВТБ24 и Росбанк продолжали активно расти, но рейтинг других банков существенно изменился за счет отзыва лицензий у некоторых из них.
По данным РБК, на первое полугодие 2013 года, Рейтинг банков, занимающих лидирующие позиции по количеству собственных банкоматов по России, подтверждал тенденцию кредитных учреждений к увеличению инфраструктуры за счет банкоматов. Банки стремились к сбалансированной нагрузке на терминалы, не превышающей 1000 клиентов на один.
Столичный рейтинг банков, основанный на владении сетью собственных банкоматов в Москве, помимо традиционных лидеров включал «новые лица» такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк. Ряд банков объединял свои банкоматные сети для увеличения доступности терминалов для клиентов и снижения расходов на увеличение сети самообслуживания. Например, МДМ Банк и Промсвязьбанк образовали единую сеть из порядка 3000 банкоматов.
Согласно РБК, на 2010 году в России работало около 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а с 2011 по 2012 год рынок вырос на 16%. На сегодняшний день, эта цифра превышает 110-120 тыс. терминалов самообслуживания в рамках крупнейших банков РФ.
Статья о том, как сеть банкоматов влияет на качество обслуживания клиентов и финансовые показатели, является актуальной для любой кредитной организации. Эксперты считают, что на 1 банкомат должно приходиться не более 1000 клиентов кредитной организации. Избыточная нагрузка на банкомат может привести к частым сбоям оборудования, а также увеличению времени простоя терминала из-за несвоевременной его инкассации.
Если банк преимущественно живет за счет кредитования населения, то недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling или недоступность их в круглосуточном режиме может привести к учащению задержек по платежам при погашении кредита, а также созданию недостоверной статистики по платежеспособности клиентов. Однако, причина может быть банальна, например, днем человек находится на работе, на выходных уезжает, либо не работают филиалы банка, а вечером ему неудобно оплачивать счета, так как банкоматы с функцией cash-in находятся далеко от него.
Также следует учитывать, что при развертывании полноценной сети по территории страны потребуется 4-5 лет. В то же время, развертывание киосков самообслуживания может сократить этот период в 2 раза. Развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы. Каждый клиент при получении кредитной карты задумывается над тем, как он будет получать деньги и где платить за кредиты.
Исследования показали, что дорогие многофункциональные банкоматы окупаются быстрее дешевых. Это связано с тем, что у кредитной организации снижаются транзакционные издержки на обмен валюты, пополнение счета и увеличивается доход за счет комиссионных и конвертации. Дорогие модели собраны из более надежных комплектующих и реже дают технические сбои.
Важным моментом при размещении банкоматов является выбор правильного места. Банкоматы необходимо располагать не только в людных местах, но и обеспечивать круглосуточный доступ к ним. Это имеет принципиальное значение для клиентов, которые не могут воспользоваться банкоматами в местах работы или жительства.
Сегодня на мировом рынке лидерство в производстве и продаже банкоматов принадлежит четырем международным компаниям: NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.
Рассмотрим каждого производителя подробнее.
Компания NCR является одним из основоположников рынка банкоматов. Их продукция славится надежностью, высокой производительностью и новейшими технологиями. Кроме того, NCR является лидером в области развития мобильных банковских технологий.
Wincor Nixdorf также является крупным игроком на рынке банкоматов. Они предлагают широкий спектр продукции, включая банкоматы, банковские терминалы и системы самообслуживания. Банкоматы Wincor Nixdorf отличаются продуманным дизайном и инновационными функциями.
Diebold Incorporated является не только производителем банкоматов, но и разработчиком комплексных программных решений для банков и других крупных организаций. Банкоматы Diebold обеспечивают удобство и быстроту обслуживания клиентов.
Наконец, компания Nautilus Hyosung, основанная в Южной Корее, предлагает широкий выбор банкоматов, начиная от базовых моделей до продвинутых устройств с функцией самообслуживания.
Таким образом, каждый из этих производителей предлагает свои преимущества, и выбор определенного банкомата зависит от конкретных потребностей и требований заказчика.
Компания NCR является одним из лидеров на рынке производства банковского оборудования. За последние два десятилетия она поставила больше оборудования, чем ее конкуренты. Компания начала свою деятельность в 1884 году в США, а в России открыла свое представительство в 1993 году. За это время на сервисное обслуживание было поставлено 30 000 терминалов.
Клиентами NCR на территории постсоветского пространства стали 80 крупнейших банков, в том числе все, входящие в топ-10 рейтинга РБК. Сегодня компания производит две основные серии банкоматов - Personas (5-го поколения) и SelfServ (6-го поколения).
Компания Wincor Nixdorf была основана в 1952 году под названием Nixdorf Computer AG. В 1990 году она была приобретена компанией Siemens AG, а в 1999 году была реорганизована в подразделение Siemens Nixdorf Retail. Затем компания была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс», и в дальнейшем стала самостоятельной компанией с филиальной сетью в более чем 110 странах мира. В 2004 году Wincor Nixdorf провела IPO на Франкфуртской бирже, тем самым став открытым акционерным обществом.
Компания вышла на российский рынок в конце 1990-х годов и быстро стала лидером в продаже банкоматов, которые представлены 4-мя линейками в зависимости от их функциональности: CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult. Сегодня Wincor Nixdorf является 2-й компанией в Европе и мире по продаже банкоматов. Банкоматы Wincor Nixdorf довольно популярны среди российских банков.
Компания Diebold Incorporated была основана в США в 1859 году. Она начала выпускать банкоматы только в 1967 году и вошла на рынок России в 1998 году. Сегодня Diebold обслуживает около 17 000 банкоматов, поставленных в Россию из США.
В России впервые банкомат был установлен в 1991 году в банке "Столичный" и именно он был банкоматом компании Diebold. А первый банкомат из серии Opteva фирмы был установлен в России в 2003 году. Годом позже Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. С Ситибанком, крупнейшим банком в мире, компания сотрудничает с 2009 года.
Помимо представительств в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, Diebold поставляет банкоматы cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling кредитным организациям России и всего постсоветского пространства. Все они представлены единым модульным рядом Opteva.
Южнокорейская компания Hyosung, существующая более пятидесяти лет, занимает одно из первых мест в мире в производстве и поставках банковского оборудования. В настоящее время она является лидером на рынке Южной Кореи и занимает четвертое место по всему миру. Такое положение компания Hyosung достигла благодаря исключительному качеству своего продукта и выделению из ее структуры самостоятельной компании Nautilus Hyosung в 1979 году. Сегодня компания ежегодно выпускает более 48 тысяч банкоматов, которые заслужили высокую оценку за инновационный дизайн, высокую функциональность и широкие возможности для модернизации.
Согласно предсказаниям экспертов, банкоматы будут развиваться в нескольких направлениях в будущем:
-
Улучшение безопасности: разрабатываются новые материалы, которые защитят устройство от термо-сканеров (в случае, когда мошенники считывают ПИН-код по нагретым кнопкам). Также оборудование будет обеспечено защитой от предумышленного повреждения пазов для снятия и выдачи денег. Кроме того, банкоматы будут иметь дополнительную защиту от нежелательного воздействия на конструкцию.
-
Бесконтактные платежи: в будущем банкоматы смогут идентифицировать клиента без использования терминала при помощи смартфона с функцией NFC-сканера или других специальных устройств.
-
Мультисервисность: использование технологии замкнутого цикла (cash-recycling) позволит осуществлять эффективные банковские операции - от приема депозитов до обмена валюты и полный оборот денежных средств при помощи единого терминала.
-
Облачные технологии: замена аппаратной части на виртуальную машину, связанную с единственным мощным вычислительным центром, позволит реализовать возможность проведения операций без встроенного компьютера.
-
Совершенствование интерфейса: клиенты смогут настроить свой собственный интерфейс на памяти персональной банковской карты для большего удобства.
В итоге, банкомат будущего - это мультифункциональное устройство, которое "знает" своего клиента, работает быстро и имеет высокий уровень безопасности. Это устройство с безотказным программным и аппаратным обеспечением, которое удобно и эффективно выполняет все банковские операции.
Фото: freepik.com