21.08.2023

Фа + ми = любовь: как уживается под одной крышей музыкальная семья из Ставрополя

Выходят на сцену голодными, любят настольные игры и воспитывают 2-летнюю дочку, которая уже играет на скрипке, супруги из дуэта "Fa_Mi_Love" Дуэт "Fa_Mi_Love".

Выходят на сцену голодными, любят настольные игры и воспитывают 2-летнюю дочку, которая уже играет на скрипке, супруги из дуэта "Fa_Mi_Love" Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: ИА Stavropol.Media

Если соединить ноты фа и ми , а после добавить слово "любовь" — получится "семья". Именно такой смысл в название своего дуэта "Fa_Mi_Love" вложили музыканты из Ставрополя. Супруги Николай и Анастасия Голубовы — пианист и скрипачка, которые радуют жителей краевой столицы живой музыкой с 2019 года. В гостях у музыкальной пары побывал корреспондент ИА Stavropol.Media. Супруги устроили мини-концерт и рассказали об откровенном — о начале своего пути, особенностях профессии и воспитании 2-летней дочки, которая уже начинает играть на скрипке.

— Анастасия, Николай, здравствуйте! Раньше ваш дуэт назывался "Культурный город". Почему вы решили переименовать его?

Анастасия: В 2019 году мы переехали в Ставрополь из Санкт-Петербурга, культурной столицы России. Мы вернулись с идеей того, что хотим организовывать образовательные концерты. И название придумали соответствующее — "Культурный город". Для реализации этого проекта у нас была замечательная площадка — музей-усадьба художника-академиста Василия Смирнова. Там у нас успешно прошли 13 авторских программ, которые мы тепло вспоминаем. Но затем в стране началась пандемия коронавируса, а в 2021 году мы стали родителями — у нас родилась дочка. За это время мы многое переосмыслили.

Николай: Около года назад мы решили изменить концепцию нашего дуэта, но оставить интеллектуальный формат общения с публикой. И тогда я придумал название, в котором есть ноты. Они сплетаются и образуют слово "семья". Это то, что отображает наш подход к музыке — у нас именно семейная команда. 

Анастасия: Мы сменили концепцию на более современную. Предыдущий вариант был слишком классическим. 

Николай: А теперь мы ближе к людям (смеётся) .


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— С чего началось ваше увлечение музыкой? Вас в музыкальную школу привели за ручку?

Анастасия: Наш музыкальный путь начинался в Ставрополе. Мы с Колей ровесники, но наши музыкальные дорожки очень разные. Я — из музыкальной семьи, а Коля — нет.

Меня в музыкальную школу привёл папа, мне было 6 лет. Я хорошо это помню. Отдать меня на занятия скрипкой было его решением. Своего желания заниматься музыкой в этом возрасте я точно не имела.

Это часто интересует родителей — отдавать или не отдавать, захочет ребёнок заниматься музыкой или не захочет. Честно: я не хотела, но и не была против. 

На моём пути встретились великолепные педагоги. Сначала я поступила к Лидии Арамаисовне Аракеловой, после, в училище, обучалась у её супруга. В Санкт-Петербурге мне тоже везло с преподавателями. Это оставило позитивный след.

У меня есть интересное воспоминание, которое связано с музыкой. Папа часто брал меня на концерты в филармонию. Я сидела там, вжавшись в кресло, — мне было ничего непонятно. Но интуитивно мне это очень нравилось. Я чувствовала уважение, даже благоговение, и хотела к этому приобщиться. Я думаю, на подсознательном уровне это повлияло на мой жизненный путь.


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

Николай: Моя история совсем другая — у меня немузыкальная семья. В музыкальную школу я попал случайно: прошёл отбор в городской хор. Мне дали листок, на котором было написано: "Приглашаем вашего ребёнка в музыкальную школу" . Потом, когда я занимался в хоре, мои родители решили: "А почему не попробовать заниматься на фортепиано?" . 

Так начался мой путь — в 10 лет. Очень поздно по музыкальным меркам. Мне приходилось учить двойные программы и сдавать экзамены за два года, чтобы успеть окончить музыкальную школу к 9 классу.

В отличие от Насти, на моём пути встретилось много разных преподавателей. У неё обучение складывалось более консервативно: в музыкальной школе один преподаватель, в училище — другой, но из той же семьи. То есть у них был один взгляд на обучение. У меня же было много педагогов. К каждому нужно было приспосабливаться: один увлекался джазом, другой — был заточен на конкурсы, третий обожал классику, а четвёртый — барочную музыку. Каждый из них оставил во мне частичку себя. Поэтому мой путь в музыке был интересный и насыщенный — не такой гладкий, как у Насти.

В музыкальное училище я поступил, заскочив в последний вагон. Я собирался учиться в электротехникуме — любил физику и математику, у меня были хорошие оценки. Но потом я подумал: "Почему бы не поступить в музыкальное училище? Я же умею играть на фортепиано" . И сделал такой выбор. Он оказался даже труднее. Музыка — область, в которой нет точных измерений. 


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— Как отнеслись к такому выбору "немузыкальные" родители? 

Николай: Родители меня поддерживали в моих начинаниях, за что я им благодарен. Может быть, в глубине души у них были сомнения. Но, мне кажется, сейчас результат моего выбора очевиден. Всё сложилось неплохо.

— Музыка сейчас — ваша работа. Остаются ли силы играть её для себя, чтобы отдохнуть?

Николай: На самом деле, у нас нет разделения на музыку для работы, музыку для себя и музыку для отдыха. Есть крылатая фраза: "Найди работу по душе и не будешь работать ни единого дня" . Это наш случай. Мы играем и слушаем то, что нам нравится. И работаем в итоге над тем, что приносит нам удовольствие.

Единственное — поменялся формат. До рождения Вероники мы могли вечером послушать концерт или симфонию. Сейчас мы смещаем фокус на те вещи, которые будут интересны ей.

Анастасия: Да. Я в полной мере ощутила, что такое "музыкальная семья", когда у нас родился ребёнок. Теперь у нас действительно музыкальная среда. Мы постоянно поём песенки, а Вероника играет на маленькой скрипочке, хотя я её не учила и не собираюсь этого делать до 3 лет. 

Вероника делает то, что делаем мы, и среда сама её этому учит.


В гостях у дуэта "Fa_Mi_Love". Фото: ИА Stavropol.Media

— А что вы слушаете для отдыха? Например, когда едете в машине?

Николай: Когда мы едем домой после выступлений, хочется тишины. Это была одна из причин, почему мы переехали из квартиры в частный дом. Здесь можно послушать шелест листьев, шум ветра, как дождь капает. Звуки природы — самые восстанавливающие. 

Анастасия: Коля иногда слушает дельта-волны. И ту музыку, которая писалась для отдыха.

Николай: Да, медитативную.

Анастасия: Мой случай — другой. У меня много плейлистов, и они разные. За свою жизнь я слушала огромное количество жанров музыки. Когда я куда-то еду или иду, надеваю наушники надеваю наушники. Там играет музыка, которую слушаю только я. Чаще всего она современная — тех групп, которые выступают в наше время.

Я слушаю музыку разных стилей. Она быстро переключает на новое состояние — даёт взбодриться, погрустить, наполняет меня. Существование таких плейлистов для меня спасительно. И современную музыку я обязательно слушаю.

— Каких исполнителей и композиторов — классических и современных — вы считаете выдающимися?

Анастасия: Я слежу за "музыкой тишины" и композиторами в этой области. Один из них — Илья Бешевли, композитор и музыкант из Сибири. А из "попсовых" исполнителей мне нравится группа "Дунаевский Orchestra" из Санкт-Петербурга. Мне кажется, такие качественные авторы обязательно займут своё место в истории музыки.

Николай: Как консерватор и академический музыкант, я назову имя пианиста, который мне нравится. Это Борис Березовский. Абсолютно выдающийся человек. Его особенность в том, что он сохраняет в себе академическую строгость. У него получилось не уйти в близость к джазу или другим направлениям. И параллельно он работает над разными проектами. 

Например, у него много фольклорной музыки, а ещё он работает над произведениями, которые были утрачены, с теми композиторами, которые по той или иной причине забыты. Он находит в архивах жемчужины, которые потом становятся хитами наравне с теми произведениями, которые у всех на слуху — Шопена, Чайковского и других. 


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— Как вы подбираете репертуар для своих концертов?

Николай: Репертуар приходит из жизни. Из фильмов, которые мы смотрим, и из музыки, которую мы слушаем. У нас не бывает такого, что мы садимся и думаем, что нам сыграть. Иногда сами зрители предлагают интересные мелодии. Мы разбираем их, исполняем и думаем: "Здорово!" .

Анастасия: А иногда наши ученики приносят интересную композицию, которую хотят сыграть. Мы немного копаем в эту тему и думаем: "Ух ты! Какая перспективная ниша!" . Поэтому да, репертуар приходит из жизни.

— Какую музыку любят люди? Людовико Эйнауди продолжает пользоваться популярностью?

Николай: Наши зрители также, как и мы, слышат вокруг себя разную музыку. Ведь она звучит в рекламе, в фильмах, социальных сетях. Такая музыка запоминается. По нашим наблюдениям, востребована музыка Ханса Циммера, Говарда Шора, Людовико Эйнауди. Эта музыка узнаваема, а потому любима.

Анастасия: Это очень важный для нас вопрос. Ведь если мы будем играть музыку, которая нравится слушателям, наш дуэт будет востребован. А что нравится людям — узнать просто так невозможно, это происходит только в близком общении, так как у музыки есть эмоциональная составляющая. 

Совсем недавно моя собеседница сказала: "У меня есть прекрасное воспоминание из детства. Моя бабушка играла мне песню "Сурок" (0+). Вы не знаете, что это за музыка?" . Я ответила: "Конечно, знаю! Это "Сурок" Бетховена, могу наиграть" . Человеку приятно слышать то, что он когда-то слышал. С музыкой связана какая-то эмоция. 

Но, по нашим наблюдениям, Людовико Эйнауди, которого вы назвали, очень популярен. Его музыка сейчас находится в своём пике. Людям нравится стык современности и классики. Он на 100% попал в наш век. 26 августа мы исполним эти неоклассичные композиции под открытым небом в Ботаническом саду.

— Сколько времени уходит на разбор и подготовку одного произведения?

Николай: Есть пьесы, которые рождаются быстро, на одном дыхании. А есть аранжировки, на подготовку которых уходит несколько недель, когда всё время кажется, что можно сыграть точнее. Всегда по-разному.

Анастасия: У меня есть собственный рекорд — 30 минут. Это была современная композиция. Нот у меня не было, но Коля подготовил аранжировку, а я знала мелодию. Но так происходит только с современными хитами. Классика требует совершенно другого подхода. 

— А свою музыку вы пишите?

Анастасия: У Коли есть настоящий композиторский опыт, о котором он не любит говорить. За это произведение он получил президентский диплом. Я эту композицию даже не слышала — он мне её не играл. 

Николай: Потому что после того, как я её написал и исполнил, она была сожжена (смеётся) .

Анастасия: Да, он действительно сжег ноты. Такой романтический эпизод. 

Но у нас в подростковом возрасте была своя инструментальная группа. Там были электрогитара, барабаны. Наверное, у творческих молодых людей часто бывают коллективы, в которые они вкладывают свою энергию. Коля делал аранжировки, а я писала тексты и пела (смеётся) . Чаще всего такие группы нежизнеспособны. Но они дают толчок исполнительскому началу. 

Николай: И наши романтические чувства зародились там же.


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— Как отличить качественную музыку от некачественной? И делится ли она на такие категории?

Николай: В музыке много разных стилей, исполнителей, ответвлений, симбиозных направлений. Четкой границы между профессиональными и любительскими исполнителями уже не существует. Либо её очень трудно найти.

Анастасия: Мне, как скрипачке, важно качественное исполнение — интонация и качество звука. Но если прекрасно исполненное классическое произведение играется в неподходящем для этого месте, оно обесценивается. 

В наше время качество — это синтез визуального и звукового. Даже в филармонии установлен огромный экран.

Зачастую сейчас качество — это хорошо выстроенное шоу. И важна каждая мелочь — от уместного репертуара до верной локации для выступления, не говоря уже о технических аспектах.


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— Приветствуете ли вы присутствие детей на концертах?

Анастасия: Далеко не всегда. Потому что дети от 0 до 10 лет — это пять разных вариантов психики. 

Например, 18 августа у нас будет концерт (12+), на котором мы будем играть музыку из "Властелина колец" (12+). Мы его маркируем "12+": такая музыка может испугать маленького ребёнка. Позитивного образа от живой музыки у него не останется, тем более если это первый подобный опыт.

Детской психике нужна подготовка. Хорошо, когда родители это понимают. У нас есть проект "До-ре-мишки" (0+), где мы создаём музыкальную среду для детей. С двух лет малыша можно знакомить с любой музыкой, но в другом формате. Не просто посадить его на стул, а предложить ребёнку шуршалки, звенелки, позвать его потанцевать.

С 7 лет можно водить ребёнка на любые концерты. Но мы советуем родителям подготавливать ребёнка к этому событию. Сказать ему: "Сегодня вечером мы идём в филармонию" — недостаточно. Рассказывать о концерте можно начинать за неделю, а лучше — за месяц. Можно купить красивые книги, посмотреть видео. И тогда концерт станет для ребёнка событием, а музыка сможет занять важное место в его жизни.

Есть ещё один совет, совсем банальный. Поход на концерт можно превратить в праздник. Сходить после него в кафе, купить пирожное. Ведь так было всегда! В Санкт-Петербурге зрители идут в кафетерий. Из концерта можно сделать событие, которое сочетает в себе много разных удовольствий. 

— Иногда дети после концертов дарят вам свои рисунки. Сохраняете ли вы их? 

Николай: Да, у нас все рисунки хранятся. И те, которые дети дарят на концертах, и рисунки учеников. Это всегда приятный сюрприз, который наполняет нас энергией, вдохновляет.

Анастасия: Я веду мемори-боксы. Один из них посвящен таким подарочкам. Это очень ценно. Я сама была на той стороне — дарила музыкантам то, что делала своими руками. Я знаю, какое чувство вкладывается в этот момент. Дети хотят повзаимодействовать, это очень здорово.

— А заниматься вам с кем нравится больше — с детьми или со взрослыми?

Николай: Это принципиально разная работа. Когда на занятия музыкой приходит взрослый человек, он имеет представление, что хочет получить. Работа с детьми — другая. Мы сами были маленькими и помним, что для нас не было никаких рамок. В этом сложность работы.

Когда ты занимаешься с детьми, тебе приходится работать также с их родителями. Чтобы они тоже были вовлечены в процесс. Не только преподаватель должен хотеть заниматься музыкой. Ребёнку нужна среда, в которой он будет видеть реализацию того, чем занимается.

Анастасия: Я больше люблю заниматься со взрослыми, хотя работаю в музыкальной школе. Это намного быстрее. Взрослый за год делает то, что ребёнок осваивает за 2-3 года. У взрослого нет потолка. Он может достичь таких невероятных результатов! А если он "пробуксовывает", это легко скорректировать.

В музыкальной школе часто выясняется, что на скрипке когда-то давно хотела играть мама. А ребёнка — свои мечты. 


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— Если взрослый человек обучается быстрее, есть ли смысл так рано отдавать ребёнка в музыкальную школу? 

Анастасия: В музыкальную школу стоит отдавать ребёнка, когда родитель видит, что малыш к этому склонен. Не нужно упускать время: пусть лучше ходит — там посмотрим. Должны быть серьёзные намерения со стороны родителей — такие критерии в наше время. 

Но сейчас так много альтернатив! Если ребёнок захотел заниматься в 7 лет, 10, 11 — необязательно вести его в музыкальную школу. Может быть, он просто хочет выучить одну песню! Сейчас это легко сделать с помощью альтернативных методов. В том числе, частным образом. 

— Стоит ли бросать занятия, если ребёнок не хочет больше учиться в музыкальной школе? Или это кризис, который нужно пережить?

Николай: Нужно общаться со своим ребёнком, интересоваться, что у него происходит. На его мнение могут влиять посторонние факторы. Возможно ему трудно находиться в среде или одноклассники в музыкальной школе не подходят ему по уровню — либо они сильнее, либо наоборот. Бывают ситуации, когда ребёнок одарен и талантлив, и задания для него слишком лёгкие. Ему просто становится скучно, он теряет азарт. Универсального ответа на вопрос быть не может.

Анастасия: Когда-то будет тяжело.

Николай: Да, кризисы в любом случае будут. 

Анастасия: Чаще всего такие вопросы возникают в 4 и 6 классе. Просто потому что дети становятся взрослее. 

Я считаю, что если наступил кризис, стоит задуматься, что вы — в музыкальной школе, это длинная дистанция. Нужно сделать так, чтобы ребёнок захотел закончить. Вы же зачем-то поступили? Бросать — не выход. Просто чаще всего в этот момент все чувствуют усталость и не хотят разговаривать друг с другом. И это печально — к 8 классу ребёнок может сильно измениться.

Частное образование лучше тем, что там нет рамок. Мы не обязаны учиться 8 лет. Для своих учеников каждые полгода мы устраиваем концерт. После него видно, кто хочет продолжать, а кто — нет. Чаще всего ученики очень хотят. Дети и взрослые чувствуют себя музыкантами, и у них появляются силы заниматься до следующего концерта. 


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— Есть ли будущее в профессиональной музыке у детей, которые получали альтернативное образование, а не классическое — в музыкальной школе?

Анастасия: Это очень важный вопрос, который беспокоит родителей. Иногда им кажется, что они не успели. В 6 лет ребёнок в музыкальную школу не захотел, а в 10 — уже вроде как поздно. И действительно может быть поздно. Потому что поступить в училище просто так — сложно.

Николай: Не по всем направлениям это возможно.

Анастасия: Либо ребёнку придётся много заниматься, а у родителя будет много финансовых вложений. Это и занятия с педагогом, и покупка хороших инструментов, и иногда даже переезд в другой город.

Николай: Теоретически это, конечно, возможно. Но такие случаи редкие. В Санкт-Петербурге есть музыкальная школа для взрослых. И там даже есть бюджетные места. 

Анастасия: Эта классическая цепочка "музыкальная школа — музыкальный колледж — консерватория или институт" встречается чаще всего. Если человек склонен к музыке, он пройдёт все эти ступени и станет хорошим исполнителем оркестра или педагогом. Но если человек попал в музыкальную сферу в 10 лет, и у него получилось — он, скорее всего, гений. Тот же Людовико Эйнауди начал поздно и музыканты из группы "Secret Garden", музыку которой мы исполняем. 

Николай: Наш любимый пример — пианист и лауреат конкурса Чайковского Люка Дебаг. Он начал, когда ему было около 20 лет.

Анастасия: Да, такие исключения есть. И чаще всего о них потом слышат. 

— Если возвращаться к вашему дуэту: сейчас вы стали больше выступать. Какие планы у вас на будущее?

Николай: То, что мы стали больше выступать — это закономерный результат нашей деятельности. Мы развиваемся. Ведь если не идти вперёд, будет откат назад. Среди наших планов — попробовать выступления в других городах Ставропольского края, чтобы больше людей услышали эту музыку. Для нас это важная цель.

Анастасия: Мне хочется, чтобы люди знали, что в их городе есть дуэт, который можно заказать на свадьбу или другое мероприятие. Мы стремимся делать качественно и хотим, чтобы о нас знали.

Николай: И, в конце концов, сказать, что в Ставрополе есть дуэт всероссийского уровня.

Анастасия: В общем, с самомнением у нас всё нормально (смеётся) . 


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— Есть ли у вас ритуалы перед выходом на сцену?

Анастасия: У меня есть, он очень девчачий. Обязательно — красная помада. Когда я её наношу, я чувствую себя по-другому. И, конечно, каблуки. Не помню, когда я выступала без них. Это сразу переносит меня на другой уровень.

Николай: А я расскажу не про ритуал, а про особенность. Мы — обычные люди, переживаем перед выходом на сцену, иногда находимся не в своей тарелке. И перед этим невозможно ничего есть. На сцене мы всегда голодные (смеётся) .


Дуэт "Fa_Mi_Love". Фото: Из личного архива семьи Голубовых

— Чем вы занимаетесь в свободное время? Какое хобби у вас есть?

Николай: Мы очень любим настольные игры. Когда к нам приходят гости, мы всех подтягиваем за игру. Даже у нашей дочери Вероники уже есть первая настольная игра — маленькое лото.

Анастасия: Наши любимые игры — "Зельеварение" (12+), "Каркассон" (6+). Игра для всех поколений, которая очень объединяет, "Alias" (12+). В неё у нас играют все — и маленькие, и пожилые. 

— Сейчас вы — дуэт. Но у вас подрастает маленькая дочка. Планируете ли вы стать трио?

Николай: Я думаю, что нет. Когда ребёнка целенаправленно отдают в музыку для серьёзных результатов, получается та же ситуация, которая была у Моцарта и Паганини. Ребёнок становится бизнес-проектом. Мы за то, чтобы у ребёнка было детство.

Анастасия: Конечно, есть мысль, что сейчас можно сделать из Вероники супер-музыканта. Но мне хочется, чтобы она сама что-то выбрала. Играть на скрипке и фортепиано на любительском уровне мы её научим. Если же говорить о музыкальной школе, я бы выбрала для неё виолончель.

Как те мамы, которые отдают ребёнка на скрипку, потому что сами хотели бы на ней играть, я мечтаю отдать Веронику в художественную школу. А в нашем дуэте я её не вижу — такого будущего для неё не хочу.

Николай: Но при этом Вероника помогает Насте в её детском проекте.

Анастасия: Да. Она там и участник, и соведущий. Вероника берёт свою маленькую скрипку и пытается мне помогать. Пока чаще всего не получается (смеётся) . Но ей очень нравится. Может быть, из этого что-то выйдет.

— Какой совет вы бы дали взрослым начинающим и маленьким музыкантам, а также их родителям?

Николай: Я бы посоветовал определиться с целями и представить себе тот образ, который музыкант или его родитель хочет получить. В кризисные моменты нужно ориентироваться на то, из чего исходил. Тогда будет проще выйти из кризиса или сказать самому себе: "Я достиг того, чего хотел" .

Анастасия: Слух — один из пяти органов чувств. И про музыку часто забывают. Я бы посоветовала иногда смотреть на неё не как на сложную науку, а как на ресурс и удовольствие. Огромный процент детей не становятся профессиональными музыкантами. Но то ощущение, которое они вынесут из музыки, останется с ними на всю жизнь. 

Последние новости

В Симферополе сотрудники полиции и общественники провели оперативно-профилактическое мероприятие «Призывник»

Старший оперуполномоченный отдела по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по г.

Крымские студенты получили именные стипендии Госсовета республики

Студенты Крымского федерального университета получили именные стипендии Госсовета Крыма за выдающиеся достижения в обучении.

Полиция вмешалась в скандал, связанный с криптобиржей Berbit

Сотрудников службы безопасности и администрацию криптобиржи Beribit забрали в отдел полиции.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *