Image
22.09.2022

Какие живописцы формируют ядро севастопольского «Эрмитажа»

В коллекции работы художников Анненкова, Попкова, Бурлюка, Пластова, Васнецова и других.

В коллекции работы художников Анненкова, Попкова, Бурлюка, Пластова, Васнецова и других. Служба новостей ForPost

Пока здание Российской государственной художественной галереи возводится на мысе Хрустальном в ансамбле культурного кластера, коллектив будущего художественного музея Севастополя активно создаёт собственную коллекцию и проводит экспозиции.

Выставка «Калибровка», открывшаяся на временной площадке музея в «Царской пристани», призвана показать публике ядро севастопольского «Эрмитажа». ForPost встретился с директором галереи Виталием Зотовым, чтобы подробно поговорить о ключевых именах и картинах коллекции.

Полная версия интервью доступна по ссылке или внизу этого текста.

Виталий Зотов рассказал ForPost, что задача Российской государственной художественной галереи — создание большого национального собрания искусства. Первый вектор развития галереи — российское искусство второй половины XX века. Второй вектор — искусство Востока, Индии, Африки, Латинской Америки.

Юрий Анненков

Один из важнейших художников, чьи работы есть в собрании Российской государственной художественной галереи, — это Юрий Анненков. В России его справедливо считают своим художников, а во Франции, куда он эмигрировал в 1928 году, — французским. Анненков был известен как график, живописец и портретист, как писатель и иллюстратор, как автор театральных костюмов и сценограф.

На выставке представлена графическая работа Анненкова «Автопортрет с рукой и спящей музой». Работа, по словам Виталия Зотова, интересна своей редкостью и самим изображением, в котором запечатлён порыв души художника.

Юрий Анненков, «Автопортрет с рукой и спящей музой». 1930-е годы

Давид Бурлюк

Работа Давида Бурлюка «Мужской портрет» попала в собрание севастопольской галереи из частной коллекции в качестве дара. Работа отображает период творчества художника, когда он уже стал популярным и коммерчески интересным, отметил Виталий Зотов. При этом «Мужской портрет» — это иллюстрация влияния на художника постимпрессионизма и творчества великого Винсента ван Гога.

Давид Бурлюк, «Мужской портрет». Конец 1940-х — 1950-е гг.

Аркадий Пластов

Пример художника, который доказал своими работами, своим творчеством, что век авангарда подходит к концу и нужно возвращаться к реализму с его традициями, которые, как он считал, важнее, чем какие-то эксперименты в живописи.

Художник Пластов всю жизнь прожил в селе Прислониха Ульяновской области. Там же писал, создавал портрет идеального крестьянина, колхозника. В этом смысле он попал идеально в тренд, который на тот момент задало государство, хотя ощущал на себе критику, что изображает простых людей, а не колхозников-передовиков. В коллекции музея несколько работ Пластова, но на «Калибровке» представлена не самая типичная для художника.

Аркадий Пластов, «Синяя весна». 1930-е годы

Виктор Попков

Ещё одно важное имя для коллекции галереи. Попков — художник-шестидесятник. В своих работах пытается как будто надеть на себя одежду прошлого, предков, победивших в Великой Отечественной войне, и соотнести себя с тем, соответствует ли он и его поколение тем героическим подвигам, которые были совершены до них.

Виктор Попков — из той плеяды художников-фронтовиков, которые не просто переносили на холст свой военный опыт, но пытались переосмыслить и донести какой-то важный сигнал своим современникам и потомкам. На выставке представлены две его работы. «Стройка» — это как бы индустриальный пейзаж, но сильно напоминающий абстракцию. «Портрет девушки. Хакасия» — графика, выполненная гуашью, показывающая красоту советского трудового народа.

Виктор Попков, «Стройка». 1960 год

Виктор Попков, «Портрет девушки. Хакасия». 1959 год

Гелий Коржев

Один из представителей «сурового стиля» в собрании — это Гелий Коржев. В коллекции Российской государственной художественной галереи несколько работ этого автора, но на выставке представлена только одна — «Модель». Это философский этюд с изображением обнажённой старой женщины. Характерный для Коржева античный бюст философа также присутствует в работе. В ней художник показал, что красота — это вещь преходящая, но, даже ушедшая, она продолжает вдохновлять. На всякий случай работа на выставке помещена в отдельный зал с пометкой «18+».

Гелий Коржев, «Модель»

Иван Коржев

Есть на выставке и работа внука Гелия Коржева — современного русского художника Ивана Коржева. Это своего рода перекличка с известным произведением Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», где Иван Коржев выводит коня на первый план и делает главным действующим лицом.

Иван Коржев, «Репродукция. Петров-Водкин К.С. Красный конь». 1990-е годы

Рустам Хамдамов

Слева от работы Коржева — ещё одна отсылка к той же работе Петрова-Водкина — графический рисунок Рустама Хамдамова, больше известного как кинорежиссёр, в фильмах которого часто можно увидеть Ренату Литвинову. Так вот, Хамдамов также «обращается» к картине «Купание красного коня», но эту стихию-коня разворачивает в противоположную сторону — и выводит на роль главного персонажа уже всадника, который в его исполнении оброс мускулами и силой, способной это животное направлять.

Рустам Хамдамов, «На коне». 2000-е годы

Работы Ивана Коржева и Рустама Хамдамова, вступающие в заочную дискуссию с Петровым-Водкиным, по мнению Виталия Зотова, помогут научить современного зрителя смотреть на классические картины.

«Мы же знаем, что зачастую современный зритель, приходя в музей, в Эрмитаж или в Третьяковскую галерею, зачастую просто делает селфи на фоне картины. А наличие картин современных художников, имеющих перекличку с классикой, — это возможность для молодого зрителя изучать искусство и проводить свои исследования», — считает Виталий Зотов.

Андрей Васнецов

Есть в коллекции галереи работа Андрея Васнецова — внука великого русского живописца и архитектора Виктора Михайловича Васнецова («Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке» и др.). Андрей Васнецов — также представитель «сурового стиля». В 1960-е он испытывал давление со стороны профессионального сообщества и власти. Критике, например, подверглась его картина «Завтрак».

В работе, представленной на севастопольской выставке Российской государственной художественной галереи,  представлена работа «За столом», стилистически очень близкая к «Завтраку». В «севастопольской» картине угадывается символ Троицы, традиционной для русской иконописи. Однако что в действительности изобразил Васнецов, предстоит выяснить искусствоведам и, возможно, посетителям музея.

Андрей Васнецов, «За столом». 1960-е – 1980-е годы

Георгий Гурьянов

Одна из звёзд современного изобразительного искусства, чьи работы есть в севастопольской коллекции. Гурьянов известен широкому зрителю как барабанщик группы «КИНО». При этом он был живописцем-экспериментатором, получившим классическое академическое образование. Он тоже жил на сломе эпох, когда одна общественная формация менялась на другую. Его работы сейчас присутствуют во многих галереях и в частных собраниях. По мнению Виталия Зотова, творчество Георгия Гурьянова необходимо изучать и на его примере показывать, куда начало двигаться современное искусство в конце ХХ века.

Георгий Гурьянов, «Джамболонья». 1999 год

Илья Глазунов

Среди современных художников, представленных в коллекции, выделим выделим известного художника, сценографа и педагога Илью Глазунова. Однако в севастопольской коллекции — нетипичная для него работа.

«Это не совсем тот Глазунов, которого мы все широко знаем. В современной информационной повестке его работа „Берлин. Вечер” выглядит каким-то таким чуть ли не предупреждением. Этот встревоженный взгляд европейского городского жителя на фоне берлинского пейзажа с кровавым небом. Это почти что ли ожидание будущей долгой зимы», — отметил Виталий Зотов.

Илья Глазунов, «Берлин. Вечер». 1990-е годы

Ч. Цю и Д. Опи

Также на выставке представлены работы двух современных художников. Один из них, представитель Востока, — популярный китайский фотохудожник Ч. Цю. Второй — пользующийся популярностью в Европе британский художник Джулиан Опи, который в стиле поп-арта высмеивает данности сегодняшнего времени.

Ч. Цю, «Тату II». 1969 год

Д. Опи, «Натюрморт с грибами и кабачками». 1958 год

По мнению Виталия Зотова, выставка «Калибровка», — это, с одной стороны, демонстрация серьёзной исследовательской деятельности, которую в Севастополе проводит Российская государственная художественная галерея. А с другой — хорошая иллюстрация возможности работы музея как галереи, когда в формате одной выставки сочетаются, казалось бы, несочетаемые художники.

Сергей Абрамов
Автор выражает благодарность Юлии Блоцкой за помощь в создании материала
Иллюстрации: Российская государственная художественная галерея

Последние новости

Card image

Ежегодно во второе воскресенье октября, в сответствии с Указом Президента РФ № 679 от 31 мая 1999 года, свой профессиональный праздник отмечают работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Card image

6-7 октября в Севастополе прошла научно-практическая конференция ЕССЕ-РЕГИОН «Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».

Card image

7 октября в нашем городе прошло праздничное мероприятие, посвящённое открытию Единого центра кавалерии и кинологии УМВД России по г. Севастополю, первого на черноморском побережье.

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *