15.01.2020

«Навечно в памяти русской». А.С. Грибоедову 225 лет

    Позволю себе сегодня писать от первого лица — к Александру Сергеевичу Грибоедову у меня отношение особое, глубоко личное.

        Позволю себе сегодня писать от первого лица — к Александру Сергеевичу Грибоедову у меня отношение особое, глубоко личное. Всем, кто хочет больше знать о нем, рекомендую прославленный роман Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Книга в самом деле хороша! Горький очень точно писал Тынянову: «Кто знает сейчас, каким был Грибоедов на самом деле. Отныне все будут его представлять таким, как его изобразили вы». Горький, следует признать, не ошибся. 

        Меня к Грибоедову привел именно Юрий Николаевич Тынянов, и на первом курсе симферопольского исторического факультета я писал курсовую работу о дипломатической деятельности Александра Сергеевича. Но еще раньше был театр!

        В годы моей школьной юности существовали театральные абонементы. Вот по такому абонементу я и посмотрел в театре им. Луначарского постановку «Горе от ума». Надо сказать, вели себя школьники, которых набился полный зал, плохо; пришлось даже прервать действие, чтобы водворился порядок. Но я был прикован к происходящему на сцене: Чацкого играл Валерий Сенчиков, и это было… гениально. Не нашел другого слова, да и не хотел искать. Гениально — именно так. Потом Валерий Константинович Сенчиков, заслуженный артист Украины, блистал на сцене ТБМ, нынешнего СевТЮЗа.

        А лет десять назад, в газете «Крымское время» я опубликовал пространную, в три подачи, статью «Мой Грибоедов» — правда, как поэт и драматург Александр Сергеевич тогда мне не был интересен. В центре внимания оказались обстоятельства дипломатические и политические, главное из которых — ужасная гибель автора «Горя от ума». У меня имеется своя, собственная (не исключающая, а корректирующая и дополняющая другие) версия причин трагедии, развернувшейся 30 января (11 февраля) 1829 года в Тегеране.

        И я был в самом деле более чем польщен, когда доцент КФУ Сергей Минчик, автор обстоятельной монографии «Грибоедов в Крыму», сказал мне,   что на создание этого труда и защиту диссертации его вывела моя статья в «Крымском времени». Так замкнулся круг, начавшийся мудрым романом Юрия Тынянова и замечательной игрой Валерия Сенчикова.

        Даже трудно представить себе те времена, когда постановку спектакля «Горе от ума» в «пролетарском театре» должен был отстаивать сам нарком просвещения! «Грибоедов — человек громаднейшего ума и феноменальных способностей, — писал Луначарский. — Грибоедов — музыкант, математик, дипломат, писатель-стилист, психолог. Он представляет собой единственное явление. Может быть, рядом с ним нельзя никого поставить. По разнообразию своих задатков он гениален». Анатолий Васильевич полагал, что грибоедовское «Горе от ума» и гоголевской «Ревизор» — величайшие отечественные комедии, стоящие даже выше того, что создали бесконечно талантливые Салтыков-Щедрин, Островский, Сухово-Кобылин и Чехов. Тот редкий случай, когда с наркомом   Луначарским можно согласиться.

        Видимо, разгадка бессмертия комедии Грибоедова проста: меняются времена, но не люди. Иван Александрович Гончаров заметил: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим». Мне кажется, то же самое, даже с большей уверенностью — если дать себе труд пристально посмотреть на нашу молодежь, — можно сказать и о «неизбежности» легиона молчалиных.   А наше нынешнее общество ничуть не благополучнее, не честнее и не образованнее (скорее, напротив), чем общество эпохи позднего Александра I. Не отсюда ли, кстати, такой непреходящий интерес к декабристам?

        «Горе от ума» — это очень высоко поднятая планка. Провалить постановку комедии, которую на цитаты разобрали еще наши деды-прадеды, можно запросто. Даже «средний» вариант сделать будет нелегко. Достаточно только сравнить зрительские отклики на спектакль «Горе от ума», поставленный Олегом Меньшиковым в «Театральном товариществе 814» (1998 г.).   ​Вот, к примеру, характерный отзыв: «Обычный, на мой взгляд, спектакль… который смотреть можно, но по большому счету, не обязательно». И такое мнение: «Постановка Олега Меньшикова «Горе от ума» — театральный бестселлер последних лет. Спектакль, который по-настоящему полюбил зритель».

        Сам Олег Меньшиков говорил, что хотел сделать центральной темой своей постановки не любовную линию, не борьбу идей, не обличительный пафос и конфликт поколений, а совершенно неповторимый слог, речь персонажей, их безупречное владение классическим русским языком, восхищавшее и современников Грибоедова, и людей XXI века.

        В любом случае: «замахнуться на Александра нашего Грибоедова» — мужества и мастерства режиссеру и актерам потребуется не меньшее, чем при постановке «Вильяма нашего Шекспира».

        ...Вряд ли что-то можно добавить к словам вдовы Грибоедова, Нины Чавчавадзе, начертанным на надгробии великого драматурга: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?» 

Игорь Азаров , руководитель
литературно-драматургической части

Последние новости

Информирование граждан!!!

С 30 апреля по 13 мая 2024 года будут проводится мероприятия по консультированию граждан по телефонам "горячих" линий по вопросам профилактики клещевого энцефалита и инфекций передающихся клещами.

Прокуратура Гагаринского района г. Севастополя добивается обеспечения инвалида техническим средством реабилитации

Прокуратура Гагаринского района г. Севастополя провела проверку соблюдения прав инвалидов на социальное обеспечение.

По материалам прокуратуры Ленинского района г. Севастополя должностное лицо привлечено к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Прокуратура Ленинского района г. Севастополя провела проверку по жалобе местного жителя о нарушении порядка рассмотрения обращений граждан.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *