О Севастопольском театре оперы и балета все говорят, — Гайк Казазян
07.09.2022

О Севастопольском театре оперы и балета все говорят, — Гайк Казазян

А корни знаменитой американской симфонической музыки нужно искать в России.

А корни знаменитой американской симфонической музыки нужно искать в России. Служба новостей ForPost Фото: Департамент культуры Москвы

Уже скоро для жителей Севастополя (17 и 18 сентября) впервые с истории города выступит блистательный Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством его бессменного художественного руководителя и главного дирижёра (с 1998 года), народного артиста СССР, профессора Юрия Ивановича Симонова.

Во второй день симфонического «турне» солистом в концерте «Чайковский и Дворжак: народный дух» будет скрипач Гайк Казазян.

Специально для ForPost лауреат престижных конкурсов Гайк Казазян  рассказал о своём отношении к музыке, о русских корнях американской скрипичной школы и внимании музыкального мира к Севастополю.

— Гайк, какая ваша внутренняя сверхзадача как музыканта?

— Для настоящего музыканта, который себе ставит сверхзадачу, самое главное — реализовать замысел композитора и произведения, которое исполняется. Это, пожалуй, самая главная цель. И каждый выдающийся исполнитель подключает в этот процесс свою индивидуальность, окрашивает музыку нужным эмоциональным фоном, при этом я стараюсь не нарушать замысел автора произведения — композитора.

— В каких произведениях лучше всего получается показать себя?

— В произведениях романтической эпохи, например, в концерте Чайковского. Я его очень часто играю и, конечно, стараюсь передавать тот фон и замысел, который вложил Пётр Ильич. При этом я показываю своё видение этого произведения, исполняя его ярко, виртуозно, эмоционально.

Другой пример — произведения классиков. Моцарта, Бетховена… Их стиль настолько самобытен и гениален, что сложно что-либо «добавить» от себя. В их произведениях очень важно исполнять максимально намерения автора.

— Почему скрипке принадлежит первенство в симфоническом оркестре?

— Скрипке обычно принадлежит ведущий мелодический голос. Хотя это не всегда так. Насчёт того, в каких произведениях и насколько группа скрипок играет более важную и ведущую роль, скорее вопрос к дирижёрам, так как они в курсе всех подробностей симфонических произведений.

— Кто был первым дирижёром, с кем вы работали в оркестре в качестве солиста?

— Такие вещи не забываются. Мне было 11 лет, и даже помню произведение, которое исполнял с оркестром. Это были «Цыганские напевы» Сарасате и концерт Мендельсона ми-минор. А дирижёром был главный дирижёр филармонического оркестра Армении Лорис Чкнаворян. Когда 11-летний ребёнок играет с оркестром, у него задача всё правильно сыграть, быть вместе с оркестром в ансамбле.

Одно дело, когда ребёнок играет с аккомпанементом фортепиано, а другое дело — когда первый раз в жизни с оркестром. Это совершенно разные вещи. И даже студенты консерватории, которые или никогда не играли с оркестром, или которые мало играли, не всегда понимают, какое взаимодействие с дирижёром надо находить. Конечно, мне 11-летнему тогда очень помогал справиться с этой задачей мой педагог Левон Зорян. Идеальный дирижёр позволяет солисту показывать свою индивидуальность и мастерство, но в рамках произведений.

— Юрий Симонов, с которым вы будете выступать с симфоническим оркестром в Севастополе, это такой дирижёр?

— Да, Юрий Иванович очень чуткий дирижёр, довольно строгий. Это прекрасные качества для дирижёра. Я с ним выступал неоднократно, и каждый раз это был концерт Чайковского. С Юрием Ивановичем, если что-то отрепетировано и обговорено, то так это и будет исполнено на концерте. И ты себя чувствуешь как за каменной стеной. Но если музыкант что-то не так делает на концерте, как репетировали, Юрий Иванович Симонов показывает своё абсолютно оправданное дирижёрское сопротивление.

— Для вас как для солиста играть в оркестре симфоническую музыку, оперную или балетную — это всё разные вещи?

— Для меня играть соло или играть в оркестре — абсолютно разные вещи. В сольной игре есть возможность показать свои возможности, свою фантазию, быть ведущим в произведении.

Играть соло в оркестровой музыке — это значит играть, например, такое сольное произведение для симфонического оркестра, как симфония Чайковского. Играть же оперу и балет с точки зрения симфонических произведений — это просто аккомпанировать певцам или артистам балета. Мне кажется, большинство скрипачей предпочтут играть именно в симфоническом оркестре, а не в оперном или балетном.

— Существует ли русская школа скрипки, чем она отличается от западной?

— Довольно непростой вопрос. Конечно, она существует. Попробую её охарактеризовать и сравнить с другими. Ярчайшими представителями русской или советской скрипичной школы, если мы берём последние 100 лет, являются Леонид Коган и Давид Ойстрах. Их исполнение отличает кристальная чистота и качество. В заложенной ими традиции очень ценилось качество технического исполнения, которое достигалось многочасовыми занятиями.

Я много бывал в разных странах как молодой музыкант и брал мастер-классы у разных зарубежных педагогов. Могу сказать, что я вижу явное техническое отличие наших скрипичных школ.

В советской-русской школе всегда играли «более крупными красками». Если техническим языком говорить, то исполняется всё большими смычками. А на Западе не всегда этому придаётся значение. Там эту «крупность» заменяют другими приёмами, иногда какой-то индивидуальностью исполнителя. Они считают, что не всегда обязательно играть крупными смычками.

— Верно ли, что американская школа вышла из русской школы?

— В середине XIX века в Санкт-Петербурге жили и работали великие виртуозы Вьетан и Венявский. Это были ярчайшие представители франко-бельгийской школы. Позднее в Санкт-Петербург приехал преподавать великий педагог Леопольд Ауэр. Он был также выдающимся концертмейстером великого оркестра Мариинского театра, а также выдающимся квартетистом. Как педагог он воспитал плеяду великих музыкантов-виртуозов: Яшу Хейфеца, Михаила Эльмана, Ефрема Цимбалиста и других, которые потом переехали в США. Таким образом, можно утверждать, что фундамент для развития выдающихся оркестров и солистов в США был заложен в России.

— Какое место в жизни России сегодня занимает классическая музыка?

— Судя по тому, какое количество музыкальных событий и мероприятий происходит в стране, могу сделать вывод, что — огромное. В этом большая заслуга Валерия Гергиева, который очень активно развивает музыкальную культуру в Санкт-Петербурге, где есть Мариинка-1, Мариинка-2 и Мариинка-3. И залы всегда переполнены.

Но не только там. Очень интересные музыкальные проекты реализуются и других городах: во Владивостоке, Владикавказе. Недавно в Калининграде открыли филиал Центральной музыкальной школы. Вот и в Севастополе строят театр оперы и балета, который уже активно проводит свои мероприятия: балетные концерты, оперные вечера, и вот теперь — симфонические концерты.

— Как музыкальный мир следит за становлением в Севастополе нового театра оперы и балета?

— О Севастопольском театре оперы и балета все говорят. Любой новый открытый театр в России вызывает только одобрение, потому что мы понимаем, что появляется зал, в котором публика сможет приобщаться к опере, балету, и что культурная жизнь страны будет только развиваться. У меня нет сомнений, что у жителей Севастополя сформируется громадный интерес к театру оперы и балета, когда он заработает на полную мощь.

Напомним, симфонические концерты пройдут на сцене театра имени Луначарского. Первый — «Чайковский и Брамс: безмятежная радостность» — состоится 17 сентября, второй — «Чайковский и Дворжак: народный дух» — 18 сентября. Билеты уже в продаже, они также доступны по «Пушкинской карте».

Сергей Абрамов
Фото из архива Гайка Казаняна

Последние новости

В Крыму обсудили вопросы сохранения культурного наследия

В КФУ открылась IX Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы охраны и использования культурного наследия Крыма».

Итоги 14-го тура ПЛ КФС: «Океан» завоевывает «бронзу»

В субботу состоялись матчи 14-го, заключительного, тура чемпионата премьер-лиги Крымского футбольного союза сезона 2022 года.

Юбилей Государственного ансамбля танца «Черное море»

26 ноября состоялся концерт, посвященный юбилею Государственного ансамбля танца «Черное море».

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *