Севастопольский манифест

Политика — это только штрих в истории, а искусство — это вечность. Служба новостей ForPost Премьер Мариинского театра, заслуженный артист России Владимир Шкляров Фото:

Политика — это только штрих в истории, а искусство — это вечность. Служба новостей ForPost Премьер Мариинского театра, заслуженный артист России Владимир Шкляров Фото: Светлана Аввакум

Гала-концерт звёзд мирового балета Севастопольского театра оперы и балета стал одним из главных событий года культурной жизни юга России. Балет-гала с участием таких имён, как Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, и с живым оркестром под управлением маэстро Антона Гришанина открывал уже VI фестиваль оперы и балета в Херсонесе.

Концерт прошёл под слоганом «Тысяча культур, одно человечество». Такой посыл сегодня очень актуален. Во-первых, он объясняет главенство для России ценностей культуры, тем более искусства мирового значения, над всем остальным. Во-вторых, слоган звучит очень коммунарно, объединяюще, по-евразийски, как бы обращаясь на Восток и подчёркивая культурные возможности для целостности и единства вокруг России.

В-третьих, между строк устроители гала-балета отсылали публику к мысли о силе искусства как оружия. Вот только его начинка — антитеза разрушению. Она скомпонована из ценностных конструкций, в которых сложно усомниться, а значит, на них можно опереться. Особенно сейчас.

Маэстро Гришанин

За балетную и танцевальную часть концерта отвечал замдиректора Севастопольской оперы народный артист России Андрей Уваров. Для него в этот день было много испытаний: новая сцена на площадке Херсонеса, опробованная только единожды на генеральном прогоне; состояние артистов, которые накануне гала-концерта репетировали до полуночи; премьерное для театра выступление живого оркестра.

За последнюю из упомянутых составляющих — музыкальную — отвечал народный артист России Антон Гришанин. Он собрал сводный оркестр из музыкантов Крымской филармонии и отдельных «инструментов» оркестра Большого театра. Гришанин мастерски поставил этот концерт-балет, склеивая танец и музыку своим оптимизмом и юмором. Тот случай, когда дирижёр — и неприкасаемый лидер, и единое целое с артистами на сцене и исполнителями в оркестровой яме.

«Светлана, мы же молодцы?» — интересовался ещё на прогоне Гришанин у примы Большого Светланы Захаровой, когда понимал, что балерину нужно поддержать.

«Маэстро, вы — лучшие», — с благодарностью отвечала ему негромким сосредоточенным голосом Захарова.

После концерта Антон Гришанин хоть и продолжал шутить, но признался ForPost, что все без остатка силы отдал балету и зрителям.

Посмотреть гала-балет, показалось, прибыл весь светский и публичный Севастополь. Центральные места заняли депутат Госдумы Татьяна Лобач, спикер заксобрания Владимир Немцев, сенатор Екатерина Алтабаева. Были представители севастопольского среднего бизнеса. Присутствовали руководители театров, музеев, дети из малообеспеченных семей, творческих коллективов. Был и губернатор Михаил Развожаев. Не без интереса смотрел концерт бизнесмен и меценат Алексей Чалый. Он признался ForPost, что самое сильное впечатление произвёл «Умирающий лебедь» в исполнении Светланы Захаровой.

«Потому что это Захарова», — сказал он.

Откровение Светланы Захаровой

«Лебедь», которого «умирающим» нарекла великая Анна Павлова, в версии Захаровой завершал первое отделение балета-гала. Светлана Захарова танцует его с 17 лет. Он у неё не такой, как у Майи Плисецкой, которая и в 65 лет продолжала выходить на сцену. «Лебедя» Плисецкой, которая сама изучала движения крыльев этих птиц, и сегодня мало кто может повторить по уровню грации и пластики.

«Лебедь» Плисецкой плывёт в невесомости как божество, несколько эмоционально отрешённо-созерцающий. Это почти идеальное создание на стыке материального и духовного.

«Лебедь» Захаровой (в хореографии Михаила Фокина) — другой. И больше нет балерины, которая смогла бы станцевать его так, как Светлана Захарова.

Её «Лебедь», что ли, ближе к людям, он более человечный, более трепетный, сильнее лично отзывающийся к каждом, чувствующий порочность и боль.

Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России. Фото Светланы Аввакум

Вторым номером Захаровой в гала-концерте стал танец Revelation («Откровение»). Это современная хореография босиком в стиле контемпорари, поставленная девушкой — японским хореографом Мотоко Хираяма на музыку Джона Уильямса из кинофильма «Список Шиндлера».

Этот очень личный танец начинается с тишины. Репетируя его, Светлана Захарова требует устранить все посторонние шумы, они сильно отвлекают. И понятно почему… Погружаясь туда, хочется только там и находиться. Там же хочется признаться в любви героине Захаровой. Расплакаться от этого. И потом понять, что эту любовь балерина дарит не только каждому отдельно, но и всем вокруг.

Интересный факт: уже после концерта Светлана Захарова рассказала ForPost, что стул, задействованный в номере Revelation , — единственный в своём роде. Он был изготовлен специально, чтобы балерина могла с ним взаимодействовать на сцене. И этот «предмет мебели», путешествует с Захаровой в гастролях.

Классика, классика и ещё раз классика

Большое впечатление на зрителей произвёл гопак из балета «Тарас Бульба» в исполнении заслуженного артиста России Владимира Шклярова. Идеальное техническое исполнение, помноженное на культурные традиции, дали эффект благодарной публики. Он же блестяще исполнил вариацию Хулигана из балета «Барышня и хулиган» хореографа Константина Боярского на музыку Дмитрия Шостаковича. На несколько минут публику погрузили в атмосферу 1920-х годов…

Открытием стал па-де-де из балета «Корсар» в хореографии Петипа в исполнении Ксении Рыжковой и Дмитрия Соболевского. Ксения, как уже знают читатели ForPost, в конце июля рассталась с Мюнхенским балетом и вернулась в МАМТ. Не смогла находиться в русофобской среде. И это тоже — позиция, высказывание, манифест.

Премьер балета Дмитрий Соболевский и прима Ксения Рыжкова, оба — МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Фото Светланы Аввакум

Лично для меня этот дуэт был воплощением нежности всего гала-концерта. Адажио из балета «Рапсодия» в их воплощении считаю необходимо видеть каждому, кто стремится почувствовать любовь внутри себя.

Прекрасен был и премьер Большого театра Семён Чудин. Очень ответственный артист с идеальной фактурой и техникой. Он порадовал публику в па-де-де из балета «Спящая красавица» с примой театра «Кремлёвский балет» Дарьей Бочковой и в па-де-де из балета «Лебединое озеро» с заслуженной артисткой РФ из Большого Анной Никулиной.

Сильфида Образцовой

Появление в концерте Севастопольского театра оперы и балета дуэта Большого театра — примы Евгении Образцовой и премьера Клима Ефимова — это отдельное большое балетное событие для города-героя. Я нисколько не преувеличиваю. Танцевать мировую классику, самые старые балеты — сложнейшая профессиональная задача.

Ефимов и Образцова станцевали па-де-де из балета «Дочь фараона», где, как мне показалось, была слишком пёстрая «сценография», но это — почти не важно. А во втором отделении они исполнили моё любимое: па-де-де из балета «Сильфида».

Чтобы осознать масштабность события, скажу, что премьера «Сильфиды» состоялась в 1832 году на сцене Grand Opera. А России этот балет впервые в 1835 году поставил Антуан Титюс. Как отмечает кандидат искусствоведения Соколов-Каминский, интерес к «Сильфиде» то разгорается, то стихает. И в трудные, переломные времена, как сейчас, в моменты сомнений и раздумий, как правило, вновь вспоминают об этом балете.

«Традиции русского балета, всегда ценившего душевность и эмоциональную отдачу, как нельзя лучше подошли этому спектаклю», — пишет Соколов-Каминский.

И вот Евгения Образцова и Клим Ефимов перед севастопольской публикой танцуют это вечное произведение искусства, нацеленное на нашу внутреннюю концентрацию, на поиск истинных ценностей. Таково их высказывание.

Для Евгении Образцовой «Сильфида» в редакции Йохана Кобборга (премьера в Большом — в 2008 году), которую увидели севастопольцы, стала третьей версией балета. Предшествующая Сильфида Образцовой в версии датского хореографа Эльзы Марианны фон Розен — это чистое дитя, ребёнок, который живёт радостью и одним днём, не понимая последствий своих поступков. У Пьера Лакотта в Парижской опере Образцова танцевала совсем другую Сильфиду — коварную женщину, клубок хитрости и подлости.

А в концерте же Севастопольского театра оперы и балета мы увидели версию Сильфиды — уже осмысленной, чуть-чуть повзрослевшей девушки, очень романтичной, но понимающей свои желания. Она всё ещё дитя воздуха — но с головой на плечах.

Ох этот постмодерн!

На этом фоне дуэт прекрасных танцовщиц Виктории и Анастасии Михайлец, которые в гала-концерте отвечали как бы за современную хореографию, за постмодерн, выглядел очень странным. В их танцах, вероятно, была идея, но совершенно точно такая хореография «на грани фола», отвергающая классику, вряд ли имеет шанс стать чем-то значительным. Она точно отомрёт, иначе мир просто сойдёт с ума.

Это почувствовала и значительная часть зрителей гала-концерта, которые — перефразирую известную спортивную фразу — выразили мнение, что «такой хореографии нам не нужно». Хотя были и гости, назвавшие их номера «Точка невозврата» и La Noche De Mi Amor едва ли не открытиями вечера. На это можно только пожелать больше смотреть настоящий балет.

Стоит всё-таки сказать, что сёстры Михайлец имеют прекрасное классическое балетное образование, — но танцевали они точно не балет. И если приехавшие артисты во время выступлений занимали всё пространство сцены, как и положено, то Виктория и Анастасия ютились на трёх квадратных метрах, что создавало ощущение какой-то неуместности.

Встанем!

Ответом на такой постмодерн стал сольный номер в современной хореографии руководителя Севастопольской оперы и академии хореографии Сергея Полунина на песню «Встанем» поп-исполнителя Шамана (Ярослава Дронова). К слову, в финале концерта 24 воспитанника академии — учащиеся предпрофессионального отделения и поступившие на средне-специальный курс — вышли на сцену и достойно исполнили задачу главного хореографа концерта, создавая атмосферу для коротких соло всех участников гала.

Но вернёмся к номеру Полунина. О его хореографических достоинствах говорить сложно. Сергей впервые вышел на сцену после сложной травмы — разрыва ахиллова сухожилия. Он даже изменил вариацию своих прыжков: в концерте публика увидела не совсем то, что артист репетировал на генеральном прогоне, — опасался, что тело непредсказуемо отреагирует на сложные движения.

Артист балета Сергей Полунин, фото Светланы Аввакум

Но его танец стал настоящей манифестацией. Танцем-воззванием. Публика в прямом смысле поднялась и смотрела выступление стоя. А Полунин в защитной военной форме — как тот раненый боец: падал и вставал — и «шёл умирать за свободу, а не за медали». Что это, если не объединяющая сила искусства?!

Крысанова и Лантратов

И отдельным счастьем стало появление на сцене звёзд первой величины Большого театра — примы Екатерины Крысановой и премьера Владислава Лантратова. Они показали чистую классику — па-де-де из балета «Дон Кихот» в хореографии Петипа, а также неоклассику — па-де-де Катарины и Петруччо из балета «Укрощение строптивой» в хореографии Жан-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича, собранную из художественных фильмов. Это нечто совершенно фантастическое, требующего всеобщего внимания.

Кандидат искусствоведения Дарья Хохлова прекрасно переложила в текст тот немой монолог шекспировских отношений мужчины и женщины, который разворачивается в танце, придуманном Майо.

Всё начинается со сцены «руки»: Катарина освобождается от захвата Петруччо, снимает с себя халат и бросает его в лицо партнёру. Затем артистка встаёт в классическую балетную позицию и специально сама себя подсекает, прерывая классику, сходя в широкие невыворотные позиции. Это повторяется снова и снова. С балетной точки зрения на это безумно интересно смотреть.

Момент «дыхания огнём» — один из любимых эпизодов этого па-де-де.

Выпрямившись в классическое положение, объясняет искусствовед Дарья Хохлова, Катарина «вытягивает» что-то изо рта рукой с собранными вместе пальцами, при этом приседая, пластически изображая движение «дыхания огнём».

Премьер Владислав Лантратов и прима Екатерина Крысанова, оба — Большой театр. Фото Светланы Аввакум

После 24 февраля 2022 года балетмейстер Жан-Кристоф Майо потребовал остановить показ балета «Укрощение строптивой» в Большом театре, назвав главный театр России «художественной и политической институцией». Но Крысанова и Лантратов выступили с этим произведением. И это их личная позиция.

Как и личная позиция всех участников гала-концерта: быть сейчас с Россией и Севастополем. На сцене Севастопольского театра оперы и балета в гала-концерте танцевали не просто лучшие — а личности, которые никогда не останавливались, не прекращали трудиться и верить в себя и в искусство.

Они точно понимают: политика — это только штрих в истории, а искусство — это вечность.

Сергей Абрамов
Фото Светланы Аввакум

Последние новости

Медведев: Конфликт на Украине может закончиться без новых издержек для человечества

Заместитель председателя Совета Безопасности России призвал НАТО прекратить эскалацию конфликта.

Национальные цели развития: Программа и ее значения для общества

Понимание роли национальных целей в развитии страны и общества.

Севастополь прощается с теплом перед зимой

Город готовится к резкому похолоданию в выходные дни.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Магнитогорске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *