Заказчики капремонта забыли у кузнецов кованые артефакты севастопольского музея

Прекрасные кованые ворота в арке художественного музея им.

Кузнецы не знают, кому вернуть старинные элементы. Служба новостей ForPost Фото: Инга Налеч / ForPost

Прекрасные кованые ворота в арке художественного музея им. М.П. Крошицкого и балконы на его фасаде радуют севастопольцев и своим видом, и тем, что выполнили их севастопольские мастера.

А вот сами мастера до сих пор остаются в лёгком недоумении — у них остались лежать два снятых с музея исторических балконных ограждения и одно кровельное.

"Лишние вещи"

Как рассказал ForPost управляющий Союза кузнецов Севастополя Роман Солдатов, металлические архитектурные элементы были переданы им на реставрацию, но по каким-то причинам заказчик решил от неё отказаться. А после смены подрядчика с «ГУАР» на «АСГАРД» «железо» оказалось просто забытым.

Одно из металлических ограждений находилось на балконе во внутреннем дворике музея. Сейчас там стоит новое, заметно отличающееся от оригинала. Кем оно выполнено — неизвестно.


Новый балкон внутреннего дворика  

«Я не знаю, что туда поставили. Балкон, который на задний двор выходит, — он должен быть на своём месте, как мне кажется», — говорит Роман Солдатов.

Второе балконное ограждение — довоенного времени. До музея оно стояло на другом здании — вероятно, разрушенном в годы Великой Отечественной.

«После войны его поставили на музей — оно той же эпохи, на клёпках. Мы делали с него реплику балконов верхнего этажа музея», — рассказывает Роман Солдатов.


Изготовленные севастопольскими кузнецами реплики

Ограждение кровли, состоящее из нескольких секций, повторило судьбу балкона внутреннего дворика: от реставрации отказались и поставили новодел.

После выполнения заказанных работ изначальные ограждения остались лежать в мастерской. Отправить их в металлолом у кузнецов не поднимается рука, не считают они себя вправе и распоряжаться артефактами по своему усмотрению.


Кровельные ограждения, оставшиеся не у дел

Все эти элементы обладают исторической и художественной ценностью, так как создавались ленинградскими мастерами при восстановлении города в послевоенные годы, напоминают реставраторы и ценители севастопольской самобытности. С ними целиком и полностью согласны сами кузнецы, не желающие отдавать ценные экспонаты в частные руки.

«Это историческое наследие, это ответственность, — сказал Роман Солдатов. — Я хочу официально передать эти ограждения, а дальнейшая судьба будет в руках тех, кто их принял. По-хорошему, их нужно восстановить и найти достойное применение».

Вторая жизнь

«Если нет возможности сохранять оригинальный элемент в изначальном месте, его можно использовать при реставрации других зданий того же периода», — говорит Полина Петренко.

Девушка известна в Севастополе принципиальной позицией в вопросах аутентичной архитектуры и реставрацией старинной двери для дома на Большой Морской. Увы, решением большинства жильцов красивую деревянную дверь с расстекловкой всё-таки заменили на глухую металлическую.

Вариант применения старинного балкона Полина предлагает сразу:

«Помните, на улице Ленина напротив ДОФа балконная плита рухнула, ForPost писал. Так вот, там вместо красивого исторического ограждения поставили простое современное. А могли бы поставить настоящее. Ведь это часть культурного кода Севастополя, его узнаваемости».


И плита, и ограждение левого балкона сильно отличаются от своих исторических соседей

У россиян есть потребность не просто приезжать в город и фотографироваться на фоне моря или гор — им интересна история Севастополя, в том числе — его архитектура, подчёркивает Полина.

К слову, подавать эту архитектуру тоже нужно грамотно. К примеру, замечательные новые ворота в арке музея Крошицкого совершенно не видны ночью, отмечает она, в то время как фонарь под ней высветил бы всю красоту кованых линий. И сделал бы арку неудобной для «нецелевого использования».

Может быть, так и будет, только чуть позже, ближе к открытию музея?

Такие мелочи

Все такие элементы необходимо сохранять для последующего использования в других исторических зданиях города, уверен cоздатель сообщества «Архитектура Севастополя» Степан Самошин.

«У меня с товарищами была идея создать склад исторических материалов: черепицы, кирпичей, камня, кованых элементов — для бесплатной передачи их владельцам исторических зданий, желающим вернуть таким домам прежний облик. Но это пока только идея», — говорит он.

Звучало в Севастополе и другое, сходное предложение: создать в городе государственные реставрационные мастерские , чтобы раз за разом не наступать на грабли уродующей «строительной реставрации».

С такой идеей (сразу скажем, она не была поддержана) неоднократно выступал Анатолий Пряшников. При варварском сносе строений XIX века на мысе Хрустальном он с товарищами вручную собирал и складировал крымбальский камень — теперь уже уникальный строительный материал, из которого созданы все укрепления и большинство сохранившихся зданий XIX века.

Однако слишком любопытным добровольцам закрыли доступ на Хрустальный, а бережно сложенный ими на паллетах камень свалили в грузовик и вывалили «на хранение» на Историческом бульваре. То, что при этом ломались кромки и углы каменных блоков, делая материал негодным, в расчёт никто не брал — важно было на камеру снять эпизод якобы бережного отношения к крымбалу.

Другой эпизод не вполне удачного спасения —  история с советской вывеской «Хлеб» из цветного, но требующего реставрации металла. Степан Самошин спас её от мусорки, но найти ей хозяина пока так и не удалось.

***

Незамысловатый   блестящий новодел многим нравится — он смотрится «нарядно» и «гладенько». Вот только он способен напрочь стереть неповторимое лицо города, заменив его безликой маской. И этого лица  будет уже не вернуть.

Инга Налеч, Светлана Косинова

Последние новости

В доме №16 на улице Ефремова ремонтируют подъезды

Ход работ проверил председатель Законодательного Собрания Севастополя, первый заместитель секретаря регионального отделения «Единой России» Владимир Немцев .

Прокуратура контролирует  проверку по факту гибели работника на стройке  жилого комплекса по ул. Генерала Крейзера

Прокуратура города Севастополя проводит проверку обстоятельств происшествия на строительной площадке жилого комплекса по ул.

«Под занавес». Игорная зона в Ялте, эскроу-счета для частного домостроения, контроль над рекламой и не только

Сенаторы от Крыма и Севастополя работают на износ, несмотря на то, что скоро им придётся сложить полномочия в связи с новыми выборами.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *