Одно из последствий нынешнего кризиса в России – падение спроса на высшее образование
По мнению экспертов, тренд на отказ от «вышки» складывался на протяжении нескольких последних лет.
Согласно проведенному ранее исследованию SuperJob, дети 43% опрошенных родителей отправятся после школы в вуз – в 2010 г. этот показатель составил 80%. При этом 21% из опрошенных сообщил, что ребенок будет получать среднее профессиональное образование, 2% заявили, что после школы их дети будут не учиться, а работать, у 26% респондентов дети еще не определились с тем, что будут делать после школы, а 8% затруднились с ответом. По данным Росстата, среди выпускников вузов 2016–2018 гг. не работают по специальности 31%, а среди выпускников колледжей и профессиональных училищ — 43% и 50% соответственно. Очевидно, что снижение интереса к получению образованию связано именно с этим – зачем тратить годы жизни на обучение, если в дальнейшем огромный процент учащихся выбирают работу не по специальности.
Проблема резко снизившегося интереса молодежи к вузам заключается и в том, что в России образовательный ценз уже давно не является эффективным социальном лифтом. В частности, многие молодые люди придерживаются мнения, что смогут построить карьеру значительно быстрее, если у них имеются хорошие связи и нужные знакомства. Таким образом, качественное образование в этой иерархии теперь явно не на первом месте.
Важным представляется и другой фактор. Львиная доля российских семей принимают решение отправить ребенка в СПО – там он гарантировано получит специальность, после чего автоматически выйдет на рынок труда. При этом высшее образование все чаще видится в отложенном варианте – в том случае, если это будет продиктовано жизненной необходимостью.По данным рекрутинговых сервисов, требования к высшему образованию в настоящее время, как правило, указываются в 30% вакансий, к среднему специальному – в 13%, а в большинстве вакансий (58%) работодатели не высказывают никаких требований к образованию.
У работодателей пользуются особым спросом пресловутые «гибкие» навыки, в числе таковых – способность к обучению и получению новых компетенций, возможность изменения карьерных траекторий каждые несколько лет, а также кардинальная смена профессий. В некоторых случаях, как ни парадоксально «красные» дипломы, прекрасная успеваемость, напротив, отталкивают работодателей – они желают получить не условного работника–теоретика, а максимально интегрированного в актуальный рынок труда и рыночную экономику. «ИНФОРМЕР»
Последние новости
Медведев: Конфликт на Украине может закончиться без новых издержек для человечества
Заместитель председателя Совета Безопасности России призвал НАТО прекратить эскалацию конфликта.
Национальные цели развития: Программа и ее значения для общества
Понимание роли национальных целей в развитии страны и общества.
Севастополь прощается с теплом перед зимой
Город готовится к резкому похолоданию в выходные дни.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований