Как в Севастополе появились старинные британские якоря

Шторм в Черном море 14 ноября 1854 года пустил на дно десятки кораблей и судов англо-французских войск в районе Севастополя и Евпатории.

Шторм в Черном море 14 ноября 1854 года пустил на дно десятки кораблей и судов англо-французских войск в районе Севастополя и Евпатории. Служба новостей ForPost

В Севастополе довольно активно используют якоря в качестве элементов архитектуры. Их часто устанавливают при входе в морские учреждения, воинские части, используют в роли памятников или их элементов.

О том, какой путь якоря проходят перед тем, как окончательно «заякориться» на улицах города, ForPost рассказывал в публикации « Как в Севастополе появляются якоря: со дна на постамент» .

Впрочем, есть в Севастополе площадки, где собраны довольно внушительные коллекции разнообразных якорей. Одно из таких собраний находится прямо возле здания Панорамы.

Последствия шторма

Во время Крымской войны — 14 ноября 1854 года в Чёрном море разыгралась сильнейшая буря. Корабли и транспортные суда британцев и их союзников стояли на Балаклавском рейде, в устье реки Качи, в Карантинной бухте и в районе Евпатории. Далеко не всем им удалось пережить удар стихии: на дно ушло порядка 60 кораблей и судов, включая гордость английского флота парусный пароход Prince .

Более чем через 100 лет якоря с этих кораблей стали жемчужинами коллекции Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя.

«Наша коллекция формировалась с конца 60-х годов прошлого века. Часть якорей находили при земляных работах, в частности, на Угольной пристани и в Камышовой бухте. Ряд якорей были подняты тралами наших рыбаков в открытом море, в частности в районе Балаклавы. Множество якорей было обнаружено водолазами во время очистки территории Евпаторийского порта. В 1966 году нам из Евпатории передали пять якорей, что положило начало коллекции», — рассказала ForPost главный научный сотрудник музея Ирина Никитина.

Всего в коллекции музея более 20 якорей XVII–XIX веков – от относительно небольших до значительно превышающих человеческий рост гигантов.

На музейной площадке сразу бросаются в глаза большой якорь с частично сохранившимся деревянным штоком, крупный якорь с хорошо различимыми маркировками и довольно вытянутый якорь с сильно погнутым веретеном.

Первый якорь относится к двурогим британским якорям первой половины XIX века. Их использовали в качестве становых на фрегатах и в качестве вспомогательных на линейных кораблях.

«Весит этот якорь порядка 2,2 тонны, длина веретена — более 3 метров. На цепи клеймо PROVED NORRIS , то есть „Испытал мастер Норрис”. Обнаружен он был в районе Балаклавы. Вероятно, принадлежит кораблю, который затонул или потерял якорь во время сильного шторма в ноябре 1854 года», — отметила Ирина Никитина.

Его собрат — адмиралтейский якорь со складным штоком. «На вороте и пятке текст на английском языке: LONG IOGE & Cº EDLINGTON № 296 18…6 . Якоря такого типа также использовались на линейных кораблях и фрегатах Великобритании в период Крымской войны 1853–1856 гг.», — подчеркнула научный сотрудник.

А вот изогнутый якорь — российский. Такие использовали на больших кораблях в XIX в. Сложно сказать, что стало причиной деформации: вероятно, он зацепился за скалу и получил искривление, удерживая корабль.

На площадке разместились еще несколько довольно крупных якорей. Другие музейные экспонаты с британских или союзных кораблей и судов, в том числе арендованных в США, значительно уступают в размерах этим гигантам.

Ещё один интересный экспонат из коллекции музея, пусть и не такой большой, как описанные выше, — четырёхрогий якорь, напоминающий крюк-кошку бойца спецназа.

«Он использовался в период XVII–XIX веков как на русских, так на турецких кораблях. Речь идёт о галерах и баркасах. Этот якорь был найден во время одного из промыслов наших рыбаков в прибрежных водах. Довольно часто такие якоря использовались в качестве вспомогательных или кормовых», — подчеркнула музейный работник.

Вблизи этого экспоната — ещё один четырёхрогий якорь, правда, с более мощными рогами. «Это мониторный якорь XIX века. Якоря такого типа использовались на первых броненосцах-мониторах. Предположительно на круглых броненосцах береговой обороны — „поповках”. Найден членами военно-спортивного морского клуба „Юность” в Камышовой бухте в 1986 году», — добавила Ирина Никитина.

Нечастный для Севастополь экспонат — британский якорь конструкции Тротмана.

«Якорь найден в 1966 году водолазом аварийно-спасательного судна „Комсомолец” при очистке дна моря и старого причала Евпаторийского порта. Такими якорями с 1848 года Британское адмиралтейство снабжало каждый корабль: вначале — в качестве запасных, с 1867 года — как типовой становой якорь на башенных броненосцах», — пояснила главный научный сотрудник музея.

Отдельно стоит рассказать о якорях, которые установлены на другой площадке музея — Сапун-горе. Речь идёт о якорях системы Холла с крейсера «Ворошилов» — активного участника Великой Отечественной войны. Они были переданы музею в 1974 году после начала разборки корабля на металл.

«Когда в 2020 году проводилась реконструкция комплекса на Сапун-горе, была создана центральная аллея, была создана экспозиция, которая условно должна напоминать силуэт корабля. И начинается эта экспозиция как раз с якорей, за ними идут зенитные установки, орудийные башни, далее надстройки», — сказала Ирина Никитина.

Андрей Киреев

Фото автора

Последние новости

Проблемы медицины в Севастополе: взгляд изнутри

Разоблачение истинных причин недовольства медицинского персонала

Неутешительные погодные прогнозы для Крыма

Севастополь ожидает дожди и сильный ветер

Новая вакцинация домашних животных в Севастополе

Власти города объявили о предстоящих мероприятиях по вакцинации питомцев.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ялте на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *