Проповедь на Крестовоздвижение. Священномученик Серафим (Звездинский)
Св. апостол Павел в послании к Галатам говорит: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.
Св. апостол Павел в послании к Галатам говорит: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6.14). Каждый христианин должен распинаться миру, быть распятым на кресте. Есть у него и гвозди: четыре гвоздя, которыми он пригвождается ко кресту; есть и копие, которым прободается его сердце. Что же это за крест христианина? Крест этот называется мироотречение. Мира нужно отречься; не мира, в котором светит яркое солнце, где цветут прекрасные цветы. Нет, через этот мир мы только и можем познавать Творца, прославлять Его.
От другого мира нужно отречься, который апостол Иоанн называет «мир прелюбодейный и грешный». Мир, движущийся на адской колеснице, у которой три колеса, о которых тоже говорит святой апостол. Колеса суть: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Ими колесница мира и движется прямо в пропасть адову, в царство сатаны.Первое колесо — похоть плоти. Кто живет в нечистоте, кто нарушает узы брачные, что, к великому горю, в наше время случается часто; кто обещал хранить девство, а потом нарушает его, тот держится за первое колесо страшной колесницы. Похоть очей — второе колесо.
Похоть очей — когда грешат взором, очами нарушают чистоту души. Например, когда любуются чужою красотою, не Бога прославляя, а самоуслаждаясь, с нечистыми помыслами и желаниями. Всякое зрелище, которое действует на страстную сторону души — тоже похоть очей. На дверях театра нужно сделать надпись: «похоть очей». Когда любуются танцами — идут за вторым колесом.
Гордость житейская — когда человек все хочет сделать сам, по-своему, и раздражается, если возражают. «Я ошибаюсь? Да быть не может!» Часто хватаемся мы за третье колесо. Вот на какой колеснице едет прелюбодейный и грешный мир. И когда человек пойдет по пути мироотречения, адская колесница обязательно попадется навстречу, чтобы соблазнить, заставить идти за собою, пересечь путь, остановить его, и таким образом получится крест. Колесница пойдет в одну сторону, а человек, отрекшийся от мира, в другую.
Каждый христианин должен быть распят на кресте мироотречения. Не монах только отрекается от мира, но всякий, носящий имя христианина, потому что не может любить мира, ни яже в мире.
Есть у христианина четыре гвоздя, которыми он пригвожден ко кресту.
Первый — самоотвержение. Десную руку пронзает этот гвоздь, потому что правая рука главным образом творит, действует. Ее-то действующее начало и пригвождает гвоздь самоотвержения. Что значит отвергнуться себя? То же, что и отвергнуть ближнего: не обращать внимания, не замечать, бранят — не огорчаться, хвалят — не радоваться, как будто не о нас речь.
Второй гвоздь — терпение. Им пригвождается левая рука, потому что левая сторона считается символом злого начала, протеста.
Правую ногу христианина прибивает гвоздь бдения молитвенного, стояния молитвенного. «Непрестанно молитесь», — говорится в слове Божием. Нужно, чтобы, когда тело спит, отдыхает, душа бодрствовала, молилась.
Четвертый гвоздь, которым пронзается левая нога христианина — труд молитвенный. Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва радость. Нет, молитва — подвиг.
Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, не сам он молится, а ангел Божий молится с ним, вот ему и так хорошо! Когда молитва не ладится, устал, хочешь спать, когда не хочется молиться, а все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва. Потому что тогда молишься сам, трудишься для Бога. Он видит твой труд и радуется твоему усилию, работе для Него.
Многие говорят: «Я сегодня не пойду в церковь, не хочется» — или: «Я не молился сегодня утром, настроения не было». Так может говорить только христиански необразованный человек. Когда у тебя нет настроения, тогда-то и иди в храм, становись на молитву, чтобы ноги были, как пригвожденные ко кресту. Распятый никуда двинуться не может, пусть и твои ноги будут пригвождены молитвостоянием и молитвенным трудом.
На главе христианина всегда возлежит терновый венец — наши помыслы. Христианину они постоянно дают знать о себе. И, как терн, больно жалят. Стоит он на молитве — помыслы набегают и смущают. В храме, даже перед Чашей Животворящей, беспокоят. Часто бывают ужасные, пугают человека, и он должен их вырывать. Больно от них делается.
Копие, которым прободается сердце христианина, — любовь горящая, пламенная, серафимская ко Христу. У кого есть любовь, тот всегда видит перед собой Сладчайшего Господа. У кого есть любовь, у того не сходит с уст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Такому человеку некогда думать о мире, о мирском, его мысли всегда заняты образом Спасителя, ему некогда судить других, разбирать их поступки, он судит только себя, чтобы не обидеть возлюбленного Господа. Святой Игнатий Богоносец взывал ко Христу: «О, любовь моя…»
Паства моя, возлюбленные мои о Христе! Я, ваш архипастырь, молю Бога, чтобы никто никогда не воссел из вас на колесницу мира. Чтобы ни одно колесо не коснулось вас, чтобы всегда вы были пригвождены ко Кресту, носили раны Спасителя. Господи Иисусе Христе, молю Тя, сподоби нас сораспинаться и спогребаться Тебе, чтобы и воскреснуть для вечной жизни с Тобою!
Проповедь сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, на Литургии в Успенском соборе г.Дмитрова
14 (27) сентября 1921 г., Крестовоздвижение
«Твой я, Господи!..» Жизненный путь и труды священномученика
Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского
М.: Изд-во ПСТГУ, 2015 г.
Источник: https://imonspb.ru/propoved-na-krestovozdvizhenie/
От другого мира нужно отречься, который апостол Иоанн называет «мир прелюбодейный и грешный». Мир, движущийся на адской колеснице, у которой три колеса, о которых тоже говорит святой апостол. Колеса суть: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Ими колесница мира и движется прямо в пропасть адову, в царство сатаны.Первое колесо — похоть плоти. Кто живет в нечистоте, кто нарушает узы брачные, что, к великому горю, в наше время случается часто; кто обещал хранить девство, а потом нарушает его, тот держится за первое колесо страшной колесницы. Похоть очей — второе колесо.
Похоть очей — когда грешат взором, очами нарушают чистоту души. Например, когда любуются чужою красотою, не Бога прославляя, а самоуслаждаясь, с нечистыми помыслами и желаниями. Всякое зрелище, которое действует на страстную сторону души — тоже похоть очей. На дверях театра нужно сделать надпись: «похоть очей». Когда любуются танцами — идут за вторым колесом.
Гордость житейская — когда человек все хочет сделать сам, по-своему, и раздражается, если возражают. «Я ошибаюсь? Да быть не может!» Часто хватаемся мы за третье колесо. Вот на какой колеснице едет прелюбодейный и грешный мир. И когда человек пойдет по пути мироотречения, адская колесница обязательно попадется навстречу, чтобы соблазнить, заставить идти за собою, пересечь путь, остановить его, и таким образом получится крест. Колесница пойдет в одну сторону, а человек, отрекшийся от мира, в другую.
Каждый христианин должен быть распят на кресте мироотречения. Не монах только отрекается от мира, но всякий, носящий имя христианина, потому что не может любить мира, ни яже в мире.
Есть у христианина четыре гвоздя, которыми он пригвожден ко кресту.
Первый — самоотвержение. Десную руку пронзает этот гвоздь, потому что правая рука главным образом творит, действует. Ее-то действующее начало и пригвождает гвоздь самоотвержения. Что значит отвергнуться себя? То же, что и отвергнуть ближнего: не обращать внимания, не замечать, бранят — не огорчаться, хвалят — не радоваться, как будто не о нас речь.
Второй гвоздь — терпение. Им пригвождается левая рука, потому что левая сторона считается символом злого начала, протеста.
Правую ногу христианина прибивает гвоздь бдения молитвенного, стояния молитвенного. «Непрестанно молитесь», — говорится в слове Божием. Нужно, чтобы, когда тело спит, отдыхает, душа бодрствовала, молилась.
Четвертый гвоздь, которым пронзается левая нога христианина — труд молитвенный. Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва радость. Нет, молитва — подвиг.
Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, не сам он молится, а ангел Божий молится с ним, вот ему и так хорошо! Когда молитва не ладится, устал, хочешь спать, когда не хочется молиться, а все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва. Потому что тогда молишься сам, трудишься для Бога. Он видит твой труд и радуется твоему усилию, работе для Него.
Многие говорят: «Я сегодня не пойду в церковь, не хочется» — или: «Я не молился сегодня утром, настроения не было». Так может говорить только христиански необразованный человек. Когда у тебя нет настроения, тогда-то и иди в храм, становись на молитву, чтобы ноги были, как пригвожденные ко кресту. Распятый никуда двинуться не может, пусть и твои ноги будут пригвождены молитвостоянием и молитвенным трудом.
На главе христианина всегда возлежит терновый венец — наши помыслы. Христианину они постоянно дают знать о себе. И, как терн, больно жалят. Стоит он на молитве — помыслы набегают и смущают. В храме, даже перед Чашей Животворящей, беспокоят. Часто бывают ужасные, пугают человека, и он должен их вырывать. Больно от них делается.
Копие, которым прободается сердце христианина, — любовь горящая, пламенная, серафимская ко Христу. У кого есть любовь, тот всегда видит перед собой Сладчайшего Господа. У кого есть любовь, у того не сходит с уст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Такому человеку некогда думать о мире, о мирском, его мысли всегда заняты образом Спасителя, ему некогда судить других, разбирать их поступки, он судит только себя, чтобы не обидеть возлюбленного Господа. Святой Игнатий Богоносец взывал ко Христу: «О, любовь моя…»
Паства моя, возлюбленные мои о Христе! Я, ваш архипастырь, молю Бога, чтобы никто никогда не воссел из вас на колесницу мира. Чтобы ни одно колесо не коснулось вас, чтобы всегда вы были пригвождены ко Кресту, носили раны Спасителя. Господи Иисусе Христе, молю Тя, сподоби нас сораспинаться и спогребаться Тебе, чтобы и воскреснуть для вечной жизни с Тобою!
Проповедь сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, на Литургии в Успенском соборе г.Дмитрова
14 (27) сентября 1921 г., Крестовоздвижение
«Твой я, Господи!..» Жизненный путь и труды священномученика
Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского
М.: Изд-во ПСТГУ, 2015 г.
Источник: https://imonspb.ru/propoved-na-krestovozdvizhenie/
Последние новости
Медведев: Конфликт на Украине может закончиться без новых издержек для человечества
Заместитель председателя Совета Безопасности России призвал НАТО прекратить эскалацию конфликта.
Национальные цели развития: Программа и ее значения для общества
Понимание роли национальных целей в развитии страны и общества.
Севастополь прощается с теплом перед зимой
Город готовится к резкому похолоданию в выходные дни.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Томске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы